IN ENGLISH
ОПЫТ : #3
Создание графической концепции: откуда брать идеи?
Александра Колесник9 ноября 2015
Типичная задача дизайнера визуальных коммуникаций (будь то логотип, иллюстрация, упаковка или полноценная айдентика) — создание графической концепции. Этот этап работы наступает после того, как точно и ясно выражены задачи и сформулировано сообщение, которое необходимо донести до целевой аудитории. Именно в этот момент нужна свежая и оригинальная идея, которую впоследствии можно воплотить в цельном знаке или другом визуальном элементе.

Тем не менее, целью этого этапа остаётся не формирование оригинальной идеи, а решение поставленной задачи. Подходящая идея не возникает из вакуума, а появляется при последовательной работе над задачей. Я разделяю эту работу на несколько фаз.

1. Фоновая подготовка

Можно сказать, что это сильно растянутая во времени предварительная фаза любого творческого проекта, хоть непосредственного отношения к конкретной работе и не имеет. Чтобы творческий процесс работал в полную силу, его нужно постоянно разгонять. Читайте книги, смотрите фильмы, фотографируйте, замечайте мелкие детали, интересуйтесь искусством, сочиняйте, коллекционируйте, записывайте свои мысли. Чем больше разнообразной информации из окружающего мира вы собираете, тем больше простор, откуда можно черпать идеи.

2. Работа с референсами

В начале работы не обойтись без обзора аналогов. Необходимо иметь представление, что уже сделано в данной области и в схожих с ней (обзор конкурентов, в том числе зарубежных), какие существуют тренды и тенденции (просмотр ресурсов вроде Behance, Dribbble, Designspiration).

3. Поиск метафоры

Хороший метод для поиска подходящей метафоры — перебор ассоциаций путём составления майндмэпа. Майндмэп строится в виде древовидной схемы, на которой изображены слова-ассоциации, связанные ветвями, отходящими от центрального слова или фразы — ключевого понятия проекта.
Ассоциации можно записывать и просто подряд столбиком, но майндмэп определённо более наглядный и эстетичный. Хорошо видно, что сперва идут ассоциации первого уровня, самые простые, а чем дальше от центра — тем больше они усложняются.

4. Составление эмоционального образа

На этой фазе создаётся наглядное представление об эмоциональной составляющей проекта. Для этого можно использовать мудборд. Подбирая и комбинируя подходящие фотографии (можно почерпнуть из списка ассоциаций), примеры текстур, шрифтов и прочее, на выходе получаем набор изображений, отражающий общее настроение проекта.
Из мудборда можно почерпнуть как общее настроение, так и направление для разработки отдельных элементов, цветовое решение и тому подобное.

5. Поиск графического образа

На этом этапе делаются быстрые скетчи на основе полученных понятий, метафор и представления об общем настроении. Такие эскизы лучше всего делать на бумаге или с помощью графического планшета, чтобы не привязываться к конкретной форме и цвету, что неизбежно при работе с вектором. Очень важно зарисовывать всё, приходящее в голову, даже если решение представляет собой типичное клише. От идей, лежащих на поверхности, всё равно никуда не деться, но если их сразу зарисовать, они перестанут вертеться в голове и уступят место более свежим. Такой подход называют «сливом грязной воды».
Допустим, есть задание — дорисовать круг. Первым делом обычно приходят в голову образы лица, солнца и пр. Когда базовые идеи заканчиваются, появляются более нестандартные решения.

Таким образом, последовательно проходя все фазы, формируется оригинальная и отвечающая задачам графическая концепция. Дальнейшим действием будет уже отрисовка выбранных эскизов и превращение их в цельный и запоминающийся продукт.